«Звонок из банка »
Потерпевшему поступает телефонный звонок от имени сотрудника банка , который сообщает сведения об
оформлении кредитной заявки на имя собеседника , настаивает на получении данного кредита в целях закрытия
заявки и невозможности дальнейшего получения мошенниками второго кредита в рамках отведенного для
клиента кредитного лимита, полученные денежные средства собеседник просит оперативно перевести на
«безопасный, резервный, специальный» счёт для обеспечения их сохранности. В результате потерпевший
переводит деньги мошенникам , телефонный номер оказывается недоступным, контакт прерывается.
«Родственник в беде»
Вторым способом мошенничества из числа распространенных является мнимое спасение родственника,
попавшего в сложную жизненную ситуацию, а именно: поступает телефонный звонок , собеседник
представляется сотрудником правоохранительных органов, сообщает , например, о дорожно-транспортном
происшествии, произошедшем по вине его близкого родственника и о возможности избежать уголовной
ответственности за определенное вознаграждение. Деньги просят передать сотруднику, который прибудет к
потерпевшему. О разговоре просят никому не сообщать, чтобы еще больше не навредить родственнику или
ссылаясь на тайну следствия. В данной схеме для передачи денежных средств в большинстве случаев
используются курьеры.
«Инвестиции»
Следующим способом мошенничества является желание граждан получить быструю прибыль от
инвестиционной деятельности. Потерпевший в интернете находит организацию, от имени которой
распространяется информация об осуществлении легальной деятельности финансового посредника (форекс-
дилера). Лицо , выступая от имени такой компании , злоупотребляя доверием граждан к легальным финансовым
институтам, обещая им получение высоких доходов путем торговли на международном финансовом рынке,
предлагает перечислить денежные средства на счета определенных организаций, после чего денежные средства
похищаются, общение с гражданами прекращается.
«Сайты - двойники»
для входа в онлайн-банкинг Вы вводите его название в поисковике и переходите по ссылке , внешний интерфейс
страницы очень схож с тем , который Вы привыкли видеть, далее вводите свои данные для входа в онлайн-
банкинг или данные банковской карты. После ввода всех данных появляется сообщение об « ошибке оплаты ».
Аналогичная ситуация может возникнуть с сайтами-«двойниками» известных онлайнритейлеров,
маркетплейсов.
«Фейковые объявления»
на известных сайтах : « Авито », « Юла » и др. размещаются объявления о продаже техники , автозапчастей, сдаче загородного дома в аренду на выходные/праздники. При выходе на продавца им предлагается перейти для
обсуждения деталей сделки и цены в другой мессенджер, перевести оплату за товар / аренду в полном объеме
( или частично) через мобильный банк. После чего Ваш номер заносится в «чёрный список», технику/запчасти
Вы не получаете, объекта недвижимости , запланированного Вами к аренде, не существует.
«Измена Родине»
В связи с проведением СВО , преступники звонят клиенту банка по телефону и представляются сотрудниками
ФСБ. После этого они утверждают, что сотрудник банка выкрал персональные данные клиента и теперь от его
лица переводит деньги на поддержку украинской армии. При этом злоумышленники убеждают человека , что ,
если срочно не предпринять никаких действий, тот может быть привлечен к уголовной ответственности за
измену Родине. Так мошенники вынуждают жертву подключиться к ложной службе безопасности банка и
перевести деньги на их счета.
В результате жертва не только переводит злоумышленникам собственные средства, но и , находясь в
состоянии повышенной тревоги, берет кредиты и также перечисляет эти суммы мошенникам.
«Сообщения в соцсетях»
В популярных социальных сетях приходят сообщения от друзей, знакомых с просьбой занять в долг , при этом
присылают банковские карты с именем знакомого, но с другим номером карты либо сообщения о проведении
каких-либо акций с выигрышем денежных средств.
«Установите приложение»
Выявлен случай, когда преступник представляется работником банка и во избежание оформления кредита на
имя потерпевшего, просит установить приложение «RustDeskRemoteDesktop», после чего удаленно
неизвестные лица оформляют на потерпевшего кредит и переводят средства на различные счета.
Приложение «My account»
«Госуслуги»
Поступает звонок с неизвестного номера, мошенник представляется сотрудником службы « Госуслуги » и
сообщает , что неизвестные преступники пытаются оформить кредит на имя потерпевшего, и для сохранности
необходимо перевести деньги на резервный счет.
«Вложение в драгметалл»
Поступает звонок с неизвестного номера, преступник представляется финансовым аналитиком и предлагает
вложить денежные средства в металл (например - серебро) под высокий процент.
«Сообщение от коллеги, руководителя»
Потерпевшему приходит сообщение в мессенджер с незнакомого номера. Преступник представляется
коллегой или руководителем, и предупреждает о скором звонке из правоохранительных органов. Нередки
случаи, когда посредством мессенджера вместо текстового сообщения приходит голосовое сообщение, в
котором с использованием нейро сетей злоумышленники воспроизводят голос знакомого или руководителя.
Далее преступники представляются сотрудниками ПО и настоятельно призывают к сотрудничеству, после
этого звонят якобы представители финансовых организаций и просят перевести деньги на определенную
ка рту.
«Звонок оператора связи»
Под видом специалистов известных телекоммуникационных компаний мошенники стараются получить доступ
к аккаунту человека на «Госуслугах». Злоумышленник звонит жертве и утверждает, что действующий договор
заканчивается и его необходимо продлить, иначе номер передадут другому абоненту. При этом мошенники
уверяют, что все можно сделать по телефону и не идти в офис, достаточно продиктовать код из СМС , перейти
по ссылке, где ввести еще один код. Таким образом человек путем обмана предоставляет мошенникам данные
для входа в личный кабинет «Госуслуги».
«Энергосбыт»
Поступает звонок на телефон потерпевшего, представляются сотрудниками «Энергосбыта », предлагают
заменить счетчики, после чего на телефон поступает СМС с кодом, который мошенник просит назвать. Далее
поступает звонок якобы от « Госуслуг », сообщают что мошенники хотят взломать личный кабинет и что
необходимо перевести все денежные средства на «безопасный счет».
«Авито, Юла»
гражданин размещает объявление о продаже в приложении «Юла » или «Авито ». После этого на его сообщение
откликается якобы потенциальный покупатель, который предлагает продолжить общение посредством
мессенджера и указывает свой сотовый телефон. Далее злоумышленник пишет что товар его устраивает и
предлагает воспользоваться услугой «безопасная сделка» в приложении и отправляет ссылку в мессенджере,
по которой нужно пройти и получить предоплату, а остальную сумму обещает отдать наличными при встрече.
Потерпевший переходит по данной ссылке, где его персональные данные автоматически вводятся и снимаются
все денежные средства с банковской карты.
«ИркутскЭнерго»
Злоумышленники звонят гражданам и представляются сотрудниками «ИркутскЭнерго», сообщают о , чтобы ,
положенных льготах. Для их получения необходимо назвать данные СНИЛС и ИНН . После получения
указанной информации, потерпевшему на телефон поступает звонок с другого номера, где мошенники
представляются работниками РОСКОМНАДЗОР и сообщают , что мошенники пытаются похитить со счета
денежные средства гражданина. Под влиянием обмана гражданин переводит свои денежные средства на счета
м о ш е н н и к о в.
«Звонок из страховой компании»
Злоумышленники звонят гражданам и представляются сотрудниками страховой компании и сообщают об
окончании действия медицинского полиса, и что для его продления необходимо назвать код из СМС-
сообщения , в котором также указан телефон «Госуслуг» для связи. Далее гражданин называет код
мошенникам и перезванивает на номер телефона из СМС. Потерпевшему отвечают мошенники, якобы
сотрудники портала «Госуслуги» и сообщают что мошенники взломали его личный кабинет и пытаются
оформить на его имя кредиты и необходимо перевести деньги на безопасный счет. Под влиянием обмана
гражданин переводит свои и кредитные денежные средства на счета мошенников.
«Вирус Mamont»
Посредство мессенджера «Телеграмм» мошенники рассылают ссылки используя недосказанные сообщения, с
целью заинтересовать человека перейти по ссылке. При переходе на подобную ссылку (открытие файла) на
используемом устройстве распространяется вирус, который в автоматическом режиме завладевает личными
данными и рассылает спам-сообщения от имени владельца устройства. Кроме того , данный вирус передает
личные данные гражданина мошенникам, с последующей возможностью оформления кредитных договоров, хищение денежных средств со счетов.
|